Трансовые, шаманские, колдовские, предсказательные практики

Шаман в мегаполисе
Когда мы слышим слово *шаман*, воображение обычно услужливо рисует образ дикого человека в шкурах и с бубном, живущим среди оленей в чуме посреди тайги или степи. Казалось бы, архаизм и фольклор, которому место в музее. Но шаманизм не только живет и развивается, он приспосабливается к условиям современных реалий, становится все более интересным и востребованным нашими современниками. И тогда возникает логичный вопрос. Возможно ли и нужно ли практиковать шаманизм в условиях жизни в мегаполисе?
Обсуждая этот вопрос, некоторые исследователи говорят о тотальной оторванности городского жителя от природы, о его отчуждённости, о замкнутости и узости его сознания на фоне всё большего технологического усложнения окружающего мира. И приходят к выводу, что всерьёз заниматься в таких условиях шаманскими практиками хотя и трудно, но просто необходимо. Чтобы совсем не потерять человеческий облик.
Другие вместо разговоров начинают непосредственно браться за дело, осваивать самые нужные техники. Шаманское знание – оно живое, Духи стоят за ним и обязательно сами приходят к ищущему и подсказывают ему Путь.
Ведь на самом деле, в глубине своей души, мы все анимисты и хотим освободиться от контроля, удрать из тесной клетки повседневности.В городе, в этих стеснённых и контролируемых условиях мы все ищем какой-то внутренней духовной свободы. Потому что мы все в душе охотники-собиратели и в городе часто чувствуем себя как в ссылке. И впадаем в уныние. Ведь по природе своей мы не хотим контролировать ни себя, ни других … И несмотря на эту раздвоенность и напряжённость (что мы такие, а окружающий мир — другой), некоторые из нас, городских жителей, находят для себя нишу. Например, есть созерцательные художники и учёные. Или даже те люди, которые всю жизнь не знают, чем бы они хотели заняться, — может быть, они-то и есть истинные городские шаманы, анимисты и охотники-собиратели… Поскольку мир будет становиться в ближайшее время всё более контролируемым и усложнённым, то, как противодействие этому процессу, всё сильнее будет развиваться шаманизм и другие исконные верования и религии. За шаманизмом будущее.
Шаманизм — это не только религия. Религия религией, но шаманизм — это ещё и реальное знание и конкретная техника, которая работает вне зависимости даже от того, к какому вероисповеданию принадлежит человек. Шаманизм именно потому и дожил до наших дней (а это как минимум 9 тыс. лет), что он легко приспосабливается к совершенно разным религиозным системам и верованиям и берет из них полезное для своего развития и , самое главное – берет работающее! В шаманизме нет мертвых, пустых ритуалов ради самих ритуалов. Там все работает! Шаманские Духи очень толерантны. Поэтому обучиться шаманским приёмам и техникам может абсолютно любой человек. Это просто техники, которые позволяют раскрыть в себе нечто такое, что есть изначально в нас самих. Мы родились такими.
В нашей стране шаманизм — одна из официально признанных религий. А в Республике Тыва и вовсе государственная религия наравне с буддизмом (шаманизм и буддизм там сильно переплетены, и тувинцы часто говорят, что шаманизм и буддизм — это два крыла, которые поднимают человека над его смертной природой). Первый шаманский съезд произошёл в 1993 году в Тыве, в городе Кызыле. Тогда же произошло и официальное признание шаманизма как одной из полноправных религиозных конфессий нашей страны. С тех пор существует шаманский профсоюз, и у большинства действующих на территории Тывы шаманов имеется официальное удостоверение шамана. Это небольшая книжечка в красной обложке, где есть фотография шамана, его паспортные данные, его шаманская специализация ( целитель, предсказатель и так далее) и указание, членом какой шаманской организации он является.
Сейчас существует много ответвлений шаманского учения: например, «Белая вера» на Алтае и культ «Тэнгэри» (культ Вечного синего неба), который охватывает огромные пространства Центральной Азии. Очень сильно развивается шаманизм в Якутии, несмотря на то что там наблюдается серьёзное противостояние между шаманизмом и господствующим православием.
При этом в некоторых регионах, где шаманизм был исконной религией, сейчас традиция прервана. Например, на Чукотке шаманизм был во времена СССР практически полностью уничтожен. На Камчатке и на Дальнем Востоке сохранились только какие-то остатки в виде этнических ансамблей и отдельных шаманов, действующих на свой страх и риск, без какой-либо общественной поддержки . Не так давно скончались последние великие посвящённые шаманы на полуострове Таймыр. На европейской части России среди угорских народов тоже когда-то существовала шаманская традиция, но со временем она была полностью поглощена христианством, и сейчас шаманов там практически не осталось.
Шаманы объединяются в шаманские общества. Самое известное из таких обществ называется «Дунгур» («Бубен»), это религиозная организация тувинских шаманов. Там же, в Тыве, работают общества «Тос Дээр» («Девять небес»), «Адыг Ээрен» («Дух медведя»), «Уш-Моорук» («Три хребта»). Несколько религиозных шаманских объединений существовало до недавнего времени и в Хакасии, но все они сейчас, распались.
Но в Тыве шаманизм процветает. В республике есть множество шаманских клиник. Если человек, например, чем-то заболел, то он может позвать не только врача, но и шамана. И более того — даже если больной уже находится в государственной больнице, он и туда может вызвать себе шамана.
Обычно шамана приглашают люди, когда у них есть какая-то нужда, потребность. Чтобы очистить дом, создать радостные отношения в семье, предотвратить несчастье, остановить смерть, если кто-то умер в доме из родственников и нужно провести ритуал проводов его души в загробный мир. Вывести из дома духов умерших и опасных вредоносных духов. Чтобы рождались дети в доме и было благополучие. Иногда для совершения обряда на благополучие рода шамана вывозят в тайгу вместе со всей семьёй, там кормят духов тайги и совершают обряд, например, освящения шаманского дерева. Часто люди приходят в гости к шаману, в его дом. Например, чтобы им погадали. В процессе гадания шаман по вашей просьбе создаёт вам благополучную судьбу и создаёт преграды для злых сил, которые отнимают счастье, отнимают деньги и даже здоровье. Конечно, шаман ещё и лечит, снимает проклятия, порчу, сглаз… В общем, спектр деятельности шамана очень разнообразен.
Для многих тувинцев шаманизм — это необходимая составляющая повседневного образа жизни. В той или иной степени шаманскими приёмами пользуются там не только шаманы, но и простые люди. И неплохо было бы распространить эту практику повсеместно, особенно в мегаполисах. Потому что это один из немногих действенных способов вернуться к себе. Вспомнить, что реальный мир намного больше, ярче и разнообразнее, чем мы привыкли об этом думать, и что всё в мире взаимосвязано, а добро и зло очень сильно переплетены…